Итак, Толкиен не включил "Историю Финвэ и Мириэли" в "Сильмариллион". На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не лезет.
Сама по себе
история расторжения брака Финвэ и Мириэли малоинтересна. Никаких
фундаментальных последствий для содержания "Сильмариллиона"
подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о них, то лишь как
о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические концепции.
Мудрецы
эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших документов Закона.
Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются фундаментальные законы,
на основе чего они создаются и что принимается во внимание. Конечно,
"Статут Финвэ и Мириэли" - закон глобальный и данный эльдар Стихиями,
но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для создания законов
самими эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и принесенной нолдор в
Средиземье. Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для
соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя
какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от
обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде
(Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то валар - выразители и
блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже
включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах
именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ. И вот, перед нами система, очевидно,
основополагающих ценностей цивилизации Вышних Эльфов.
Самой
глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех важнейших добродетелей,
является Арда Неискаженная, как единство обоих смыслов, которые можно
подразумевать за этим понятием: одновременно и тот изначальный замысел Творца,
который проступает за всеми Искажениями, и мечта об Арде Исцеленной. Это
ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда Алахаста является
опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим конкретным проявлением
- Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей Эру. Что значит
"нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной, сложно это понять. Уже
давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло заложено в природе
Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в этом мире людьми)
и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде Неискаженной нет
понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в
противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем
оценочным понятиям типа "хорошо", "благо",
"верно", соответствует понятие "естественно". Все процессы
там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом. (Такой мир
внутренне непротиворечив.) А в Арде Искаженной появляется критерий выбора
"меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует
естественному порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира
Толкиена.
Но
Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно. И поскольку оно
действительно совершается, необходим иной критерий: мера реального зла и
сведение к минимуму его последствий. И это СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в
разбираемой системе ценностей, высшая закономерность порядка вещей в Арде
Искаженной, то есть Рока. Ясно, что Справедливость как явление принадлежит Арде
Искаженной, так как в Арде Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого,
разумеется, не следует, что Справедливость есть зло. Но она - горькое благо:
она принимает зло как существующее явление и может остановить его конкретные
проявления, но не "исцелить" его.
Но зачастую
зло проявляется в искажении намерений тех, кто сотворил нечто, повлекшее за
собой злые последствия. Такие подлежат суду Справедливости за реальные дела, но
она не в силах учитывать изначальное добро их намерений. Таким образом,
возникает необходимость в МИЛОСЕРДИИ.
Там, где
Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят, что Рок жесток.
Но в таком
суждении нет смысла: Справедливость не может быть жестокой или милосердной.
Справедливость и Милосердие - явления одного порядка, дополняющие друг друга.
Итак, основа
системы ценностей эльфийской культуры:
- Арда
Алахаста (Арда Неискаженная)
-
Справедливость
- Милосердие
В Арде
Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат
и сестра.
Итак, исходя
из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со Справедливостью и принимая во
внимание возможность Милосердия, создавались законы эльфийской цивилизации.
Разумеется,
были ценности и иного уровня, меньшего порядка. Такие ценности опирались на
вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе обязаны были оставаться в
согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя не могу сослаться на
конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по намекам, репликам и т.д.,
встречающимся в различных произведениях Толкиена.
И первым из
таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это неудивительно. И не потому, что
"это традиционно для подобных культур" - не путайте причину со
следствием. Просто основой родственных отношений является любовь, наиболее
сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды Алахаста в Арда
Хастайна. Понятие родства неизменно почиталось, и настолько, что являлось
основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что ваньяр, духовно
наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и в
наиболее популярном проявлении цивилизации эльдар, у нолдор, иерархия основана
на понятиях типа: "Король - отец народа".
На родовом
праве основаны "правила вежества" (этикет). Важнейшим является
понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к предыдущему поколению
считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по счету лет позже
кого-либо из "младших". Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ
(профессиональное) ПРАВО. Здесь проявился следующий факт: эльфы созданы для
творчества. Цивилизация эльфов молодая, к тому же их мышление, в основе своей
синтетическое, куда менее склонно к структурированию и анализу, чем мышление
людей, и потому творчество ума и творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е.
творческое единство, являлся важным общественным образованием. Родственные
отношения, тем не менее, были более тесными и более "сакральными"
(почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело преимущество перед
цеховым.
Духовного
сословия как такового в рассматриваемой культуре не было, т.к. в нем не было
нужды: эльдар общались с Высшими Силами (валар) напрямую, им не нужны были
посредники. Поэтому не было и религиозного права, намеки на которое можно
встретить, например, в культуре синдар или нандор.
А вообще
эльдар не слишком-то нуждались в законах на все случаи жизни. Эльфы - существа
естественные и гармоничные, и потому в большинстве случаев поступают в
соответствии с общей системой ценностей, исходящей из естественности Арда
Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно расписанные кодексы типа
имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали связь вещей и
действовали в соответствии с основными закономерностями типа описанных выше.
Но зато в их
жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций, основанные на
"вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает в
один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не
угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий