Жанровая природа фэнтези восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и
мифологии. Само слово "фэнтези" в переводе с английского обозначает
фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX
века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации. Основная
подоплека восходила к спору о человеке и человеческой природе.
Вульгарный материализм, позитивизм
и другие сценитические философские концепции объясняли человека в основном
только как объект приложения внешних обстоятельств, т.е. природного и
социального факторов. Идея научно-технического прогресса на рубеже веков
воспринималась как абсолютная универсалия развития, в которой собственно
человеку отводилось второстепенное место. Совершенствование науки и техники из
средства постепенно оказалось целью прогресса. Тенденцию отчуждения человека от
результата в процессе общественного производства заметил еще молодой Карл
Маркс. Подобная роль для человека не могла не вызвать протест. Предупреждением
прозвучали выступления разных философов и мыслителей (немца Фридриха Ницше,
француза Анри Бергсона, русского Владимира Соловьева) об уникальности человека
и недопустимости пренебрежения его феноменальностью. Они были предтечами
философии человека, утвердившейся в нашем столетии.
В литературе человек всегда был
основным предметом внимания. Поэтому не случаен тот всплеск интереса к
внутренней жизни человеческой души в различных литературных направлениях и
течениях начала века. Однако раскрытие свойств и качеств отчужденного индивида
европейской цивилизации отнюдь не являло на всеобщее обозрение идеальный
образец. Скорее это был кафкианский мирок духовной скудости. "Естественный
человек" уже давно отошел в область преданий и был достаточно мифологизирован
еще в эпоху романтизма. Научная фантастика в качестве основного конфликта
времени выдвинула столкновение человека с машиной и анализировала последствия
технического прогресса. Для творцов же "фэнтези" спасение души от
машинной цивилизации виделось в обращении к целостному, гармоническому миру,
соединявшему в себе нераздельное единство человека с природой. Так, внешне
неожиданно, возникла сказка как путь к цельности человеческого бытия. В
прагматический век с приземленными целями она давала возможность показать все
лучшее, в том числе и идеальное в человеке.
Мир фантазии изначально возникал
как параллельный обыденному бытию человечества. Так появились Среднеземье
Толкиена, Нарния Клайва Льюиса, Земноморье Урсулы Ле Гуин... Обитатели этих
миров или человек, в них попадающий, оказываются в предельно сложных ситуациях,
требующих не только совершения мужественных действий и героических поступков,
но, прежде всего, жесткого нравственного выбора. В этих книгах было возможно
все - волшебники, драконы, магические кольца, оборотни и ведьмы, коридоры во
времени и пространстве, т. е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд.
Однако при всем полете воображения в этом трансформированном мифе неизменным
было одно - человек должен оставаться самим собой. Более того, нравственная
ситуация всегда требовала использования от героя своих лучших духовных качеств.
Она была своеобразным экзаменом на звание Человека. Как и в старых сказках,
добро побеждало, но одерживало верх именно как добро, без малейших уступок и
компромиссов. Даже самая благородная цель здесь не оправдывала безнравственные
средства. Основная задача "фэнтези" состояла в утверждении гармонии
внутри человека, в победе над самим собой. Судя по популярности жанра,
поставленная цель во многом достигнута. Дело остается за конкретным читателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий