«Сильмари́ллион»
— произведение английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, изданное посмертно его
сыном Кристофером.
«Сильмариллион»
представляет собой сборник мифов и легенд Средиземья, описывающих с точки
зрения Валар и эльфов историю Арды с момента её сотворения. Если во «Властелине
колец» действия разворачиваются в конце Третьей — начале Четвёртой эпохи
Средиземья, то «Сильмариллион» рассказывает о событиях от создания мира до
конца Третьей (коротко излагая и события «Властелина колец»).
Подразумевается,
что действие «Сильмариллиона», как и прочих произведений Толкина о Средиземье,
происходит в далёком прошлом Земли. Базируясь на этой идее, «Сильмариллион» в
легендариуме Толкина выступает как переложение трёхтомного труда «Переводы с
эльфийского» хоббита Бильбо Бэггинса, написанного им во время его пребывания в
Ривенделле.
Сюжет
Айнули́ндалэ—
первая часть «Сильмариллиона», произведение Дж. Р. Р. Толкина. Айнулиндалэ —
сообщение о сотворении мира, которое произошло с помощью Музыки, создаваемой
Эру Илуватаром и Айнур. Оформлено как предание о сотворении Арды. В переводе с
квенья означает «Музыка айнур». Опубликовано Кристофером Толкином как первая
глава «Сильмариллиона».
Сотворение
мира описывается как воплощение музыкальных тем, предложенных Илуватаром Айнур.
Всего было три темы: Первая тема создала Эа; Вторая определила очертания Арды и
исправила диссонанс, внесённый Мелькором в Первую тему, одновременно вобрав его
в себя; в Третьей теме Айнур участия не принимали — в этой теме Илуватар лично
сотворил Детей Илуватара и определил их судьбу.
Валакве́нта
— вторая часть «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина. В этой части описаны валар,
майар и Враг (Мелькор).
Отличается
отсутствием сюжета: «Валаквента» — не история, а скорее собрание характеристик
основных божественных существ Эа: Валар, Майар и Врагов. Так, в тексте
перечисляются Валар «в порядке их могущества», описываются их родственные связи
и «божественные функции», перечисляются и характеризуются Майар, в том числе
Мелиан и маги.
Квента
Сильмариллион (История Сильмариллов)
История
Сильмариллов — чудесных драгоценных камней, сотворённых Феанором и похищенных
Мелькором, составляет основную часть книги и даёт ей название. В этой же книге
описана и вся история Первой эпохи Средиземья.
Акаллабет
(«Падшая») — четвёртая часть книги Дж. Р. Р. Толкина
«Сильмариллион», повесть об основании и падении Нуменора. Одна из книг мудрости
Средиземья. По одной из версий толкиновских легенд, написана Элендилом. Копия,
сделанная хоббитом Перегрином Туком, хранится в Больших Смиалах.
После
поражения Мелькора в конце Первой эпохи для эдайн — людей, воевавших вместе с
эльфами против Мелькора — был сотворён Нуменор, большой остров посреди Великого
океана. Здесь говорится о славной истории расы людей, их достижениях и
подвигах, а также о падении Нуменора, который был разрушен Эру Илуватаром из-за
того, что люди вознамерились силой проложить себе дорогу в Валинор. После этого
Валинор был сокрыт, и дорогу туда могли найти лишь эльфы.
О Кольцах
Власти и Третьей Эпохе
В этой части
описывается история появления в Средиземье Колец Власти. Здесь можно узнать,
что Кольца Власти были выкованы великим эльфом-кузнецом народа нолдо
Келебримбором, но при этом ему помогал Саурон, из-за чего он и смог выковать
Кольцо Всевластья. Также выясняется, что три эльфийских кольца остались им
нетронутыми, а также указаны их владельцы: кольцо Воздуха (Вилья) было даровано
Гил-Галаду (позже его получил Элронд), кольцо Воды (Нэнья) получила Владычица
Галадриэль, а кольцо Огня (Нарья) — Кирдан Корабел (последний отдал своё кольцо
Гэндальфу). Далее в этой части кратко пересказываются события, описанные во
«Властелине Колец».
Концепция и
создание «Сильмариллиона»
Создание текста
Толкин начал
работу над историями, которые в будущем легли в основу «Сильмариллиона», ещё в
1914 году, замыслив их как английскую мифологию, объясняющую происхождение
английской истории и культуры. Значительная часть этих ранних работ была
написана в то время, когда Толкин, английский офицер, вернувшийся с Первой
мировой войны, из Франции, лежал в госпитале. Первую историю — «Падение
Гондолина» — он закончил в конце 1916 года.
Первой
законченной версией «Сильмариллиона» были «Наброски мифологии», написанные в
1926 году (позднее это произведение было включено в том IV «Истории
Средиземья»). «Наброски» были 28-страничным рефератом, написанным для того,
чтобы объяснить события, предшествующие истории Турина,.
В 1937 году,
воодушевлённый успехом «Хоббита», Толкин отправил своему издателю, George Allen
& Unwin, неполную, но всё же более развитую версию «Сильмариллиона»,
озаглавленную «Квента Сильмариллион» ,однако издательство отклонило эту работу,
признав её невнятной и «слишком кельтской». Вместо публикации «Квента
Сильмариллион» издатель попросил Толкина написать продолжение «Хоббита». Толкин
начал было править «Сильмариллион», но вскоре действительно приступил к
написанию продолжения, ставшего впоследствии «Властелином Колец». Он возобновил
работу над «Сильмариллионом» лишь после завершения «Властелина Колец» и очень
желал опубликовать оба произведения вместе.
В конце
1950-х годов Толкин вернулся к «Сильмариллиону», однако основная масса его
трудов того времени была более посвящена теологическим и философским подтекстам
его работ, нежели повествованиям. К этому времени Толкин начал сомневаться в
фундаментальных аспектах работ, относящихся к самым ранним версиям
«Сильмариллиона», и, похоже, чувствовал необходимость разрешить эти проблемы до
окончания «финальной версии» книги. В это время он много писал на такие темы,
как природа зла в Арде, происхождение орков, привычки и обряды эльфов, природа
и значение перерождения Эльдар, а также об истории «плоского мира» и
происхождении Солнца и Луны]. Посмертная публикация
В течение
нескольких лет после смерти своего отца Кристофер Толкин занимался составлением
повествования «Сильмариллиона». Намерениями Кристофера Толкина являлись
максимальное использование поздних работ Толкина и обеспечение наибольшей
возможной внутренней непротиворечивости произведения (а также
непротиворечивости «Властелину Колец»), хотя он признавал, что полной
непротиворечивости добиться, видимо, невозможно. Как объясняется в «Истории
Средиземья», Кристофер использовал множество источников для своей работы, где
возможно полагаясь на тексты, написанные позже «Властелина Колец», но иногда
обращаясь даже к таким ранним произведениям, как «Книга утраченных сказаний»
1917 года для заполнения имеющихся пробелов в повествовании. Окончательный
результат, который включал генеалогии, карты, алфавитный указатель и первый
напечатанный список эльфийских слов, был опубликован в 1977 году.
В октябре
1996 года Кристофер Толкин поручил художнику-иллюстратору Теду Несмиту создать
полноразмерные полноцветные произведения для первого иллюстрированного издания
«Сильмариллиона». Оно было опубликовано в 1998 году, за ним последовало второе
издание 2004 года, включающее исправления в имеющиеся, а также дополнительные
иллюстрации Несмита.
В
1980—1990-х годах Кристофер Толкин опубликовал большинство из текстов своего отца
о Средиземье в 12-томной серии «История Средиземья». В дополнение к исходному
материалу и ранним черновикам некоторых частей «Властелина Колец», эти книги
значительно расширяют и дополняют оригинальный материал, изданный в
«Сильмариллионе», во многих случаях отличаясь от него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий